Уважаемые слушатели!
Вашему вниманию представлена лекция на тему: Профилактика травли (буллинга) в молодежной среде.
- Что такое травля (буллинг)?
Одной из самых распространенных и опасных форм девиантного поведения в образовательной среде традиционно является физическое и психическое насилие. И законные представители несовершеннолетних, и обучающиеся нацелены на то, что образовательная организация будет безопасной и благоприятной средой, способствующей обучению и развитию несовершеннолетних, однако довольно часто эти надежды не оправдываться, и в образовательной среде имеют место факты насилия и дискриминации между обучающимися.
Для обозначения травли в образовательных организациях используют термин «буллинг». Слово «буллинг» как лексическая единица современного языкового поля происходит от голландского boel – «любовник, брат» - и средненемецкого уменьшительного buole – «брат». В течение XVII в. в европейских языках применяется в значении от «славного парня», «хвастуна» до «преследователя слабых». В качестве глагола «запугивать» bully впервые употребляется в английском языке не ранее 1710 г.
В широком смысле буллинг определяется как «систематическое злоупотребление силой». Он включает в себя повторяющееся агрессивное поведение в ситуациях, в которых существует дисбаланс сил.
Проблемой буллинга в учебных заведениях заинтересовались зарубежные исследователи еще в конце 90-х годов XX в.
По информации Министерства здравоохранения и социальных служб США в 2000 г. более 5 миллионов учащихся страны в 6 - 11-х классах регулярно сталкивались с издевательствами со стороны сверстников.
В 2016 г. австралийские исследователи Ригби и Джонсон сообщили о результатах национального исследования, в ходе которого было подсчитано, что примерно 16% учащихся в австралийских школах подвергаются различным издевательствам каждые несколько недель или чаще.
Отметим, что в нашей стране в образовательных организациях периодически происходят ситуации, связанные с тем, что обучающиеся конфликтуют, проявляют агрессию друг на друга. В отличие от эпизодических инцидентов, травля (буллинг) – это, продолжающийся по времени конфликт, при котором существуют устойчивые роли преследователя и жертвы. Дополним, что помимо преследователей и жертвы проявлениям буллинга в образовательной организации присуще наличие большой группы несовершеннолетних - свидетелей происходящего, которые могут присоединиться (активно или неактивно, через поступки) к тем, кто преследует, или к тем, кого преследуют.
Таким образом, при буллинге всегда есть жертва, и он носит системный характер.
Проведенные исследования доказывают, что издевательства вызывают вредные психологические последствия, приводящие к психосоциальным, психологическим и психиатрическим расстройствам.
Следует отметить, что органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на постоянной основе осуществляется профилактическая работа по недопущению травли (буллинга) среди несовершеннолетних.
В целях предотвращения и пресечения правонарушений в образовательных организациях сотрудники территориальных органов МВД России в рамках компетенции осуществляют профилактическую деятельность. Поддерживая точку зрения некоторых авторов, заметим, что работа в этой области должна строиться на началах взаимодействия функционально-специализированных субъектов, объединенных общей целью, итогом которой будет совокупный результат системы в целом, а не отдельных звеньев цепи профилактики.
2. Нужно ли образовательным организациям взаимодействовать с органами внутренних дел при профилактике травли (буллинга)?
Необходимо отметить, что взаимодействие работников образовательных организаций и сотрудников подразделений территориальных органов внутренних дел по профилактике травли (буллинга) в образовательных организациях, а также в целом по профилактике правонарушений несовершеннолетних видится в рамках трех основных профилактических периодах: при подготовке к новому учебному году, в течение периода обучения, в каникулярное время.
Важным направлением полагаем выделить взаимодействие с педагогом-психологом, социальным педагогом образовательной организации. В частности, проведение тренингов на темы: «Способы решения конфликтов с ровесниками», «Способы решения конфликтов», «Безопасное поведение", «Давайте жить дружно!», «Как научиться жить без драки».
Подчеркнем вопрос проведения разъяснительной работы с педагогами образовательных организаций, классными руководителями по распознаванию обучающихся, подвергнутых воздействиям деструктивного характера, а также доведения до руководителей образовательных организаций информации о необходимости своевременного реагирования на все случаи противоправного поведения несовершеннолетних и информирования сотрудников полиции о выявленных случаях.
3. Какие методы работы можно внедрить в практику по профилактике правонарушений несовершеннолетних?
Говоря о методах профилактики буллинга в образовательной организации, в первую очередь необходимо учитывать возраст профилактируемых лиц. Очевиден тот факт, что профилактика буллинга среди несовершеннолетних, в зависимости от школьной параллели, где она осуществляется сотрудниками органов внутренних дел, будет отличаться по своему содержанию. То есть занятие с обучающимися младших классов не тождественно занятию в среднем учебном звене.
Например, на классном часе можно продемонстрировать презентацию или социальный ролик на тему «Травля», а затем его обсудить. При этом с учениками начальной школы допустим просмотр мультфильма («Гадкий утенок», «Дамбо»), а с подростками - кинофильма («Чучело», «Чарли и шоколадная фабрика»).
Учитывая, что в последнее время интерес к проблеме конфликтов в образовательной среде приобретает большое значение, дефицит знаний у несовершеннолетних об этике ненасилия, отсутствие доверительных отношений в семьях и мн. др. являются причинами проявляемой подростками агрессии. Согласно рекомендациям МВД России, сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних принимают активное участие в работе служб примирения при разрешении конфликтов между подростками в образовательных организациях, в том числе связанных с буллингом, с целью разъяснения несовершеннолетним и их законным представителям правовых последствий их поведения. Данная инициатива видится оправданной и своевременной. Для специалистов школьных служб медиации (используют в работе восстановительные технологии работы с конфликтами) реализуются программы «Медиация в образовании», в рамках освоения которых предполагается обучение проведению общепрофилактической работы с несовершеннолетними, их родителями по вопросам профилактики буллинга (кибербуллинга).
Дополнительно отмечу, что в последнее время распространенным явлением становится кибер-буллинг (травля с использованием сети Интернет), в том числе в отношении несовершеннолетних.
В условиях цифровой трансформации назрела необходимость получения новых, дополнительных знаний для работников образовательных организаций, сотрудников органов внутренних дел, осуществляющих профилактическую деятельность с несовершеннолетними например образовательные курсы «Профилактика деструктивного поведения несовершеннолетних», в ходе изучения которого рассматриваются проблема выявления буллинга в среде несовершеннолетних и методы психолого-педагогической работы с проявлениями буллинга (кибербуллинга) в классном коллективе (с участием несовершеннолетних, педагогов, родителей).
4. Какая ответственность предусмотрена за травлю (буллинг)?
Для несовершеннолетних правонарушителей, совершающих подобные действия в отношении своих товарищей, существует гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Согласно ч. 1 ст. 152 ГК РФ гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений.
В силу ч. 1 ст. 151 ГК РФ если такими действиями гражданам причинены физические и нравственные страдания, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Несовершеннолетние нарушители в возрасте до 14 лет не несут ответственность в соответствии требованиями ГК РФ, однако за их действия отвечают их родители и законные представители. С 14 лет несовершеннолетний может быть привлечен к гражданско-правовой ответственности, а в случае недостаточности денежных средств – совместно опять же с родителями.
Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной или иной противоречащей общепринятым нормам морали и нравственности форме, согласно ч. 1 ст. 5.61 КоАП РФ может повлечь наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.
Аналогичное нарушение, совершенное публично с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, включая сеть "Интернет", или в отношении нескольких лиц, в том числе индивидуально не определенных, грозит наложением штрафа от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Такой ответственности подлежит нарушитель, достигший шестнадцатилетнего возраста.
Самое суровое наказание в соответствии со ст. 110 УК РФ установлено за доведение лица до самоубийства или до покушения на самоубийство путем угроз, жестокого обращения или систематического унижения человеческого достоинства потерпевшего.
Такое деяние, если совершено в отношении несовершеннолетнего, или в информационно-телекоммуникационных сетях (включая сеть «Интернет») наказывается лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет.
Уголовной ответственности за совершение такого деяния подлежит ответственности шестнадцатилетний злоумышленник.
Не стоит забывать и об ответственности родителей, за ненадлежащее воспитание своих несовершеннолетних детей, которые не научили своих детей уважительному отношению к товарищам.
Так, в силу ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ нерадивый родитель может понести наказание в виде штрафа в размере от ста до пятисот рублей.
Спасибо за внимание!